Наскальные рисунки на плато Асы
Наскальные гравюры и изображения встречаются по всей территории Казахстана. Самые древние – в большинстве и называемые «петроглифами» - датируются ранним бронзовым веком (3500-2000 до н.э.), и в основном представлены отдельными изображениями животных и предметов. В эпоху поздней бронзы (1600-1200 до н.э.), особенно в эпоху ранних кочевников, появляются уже многоплановые композиции, связанные сюжетом – мифологическим, ритуальным или бытовым. Наскальные рисунки эпохи средневековья (V –XVв.в. н.э.) обычно выполнены в «пропагандистской» манере, причем поверх более древних изображений (военные сцены, атрибуты – штандарты, вооруженные армии и пр.) – некоторые из них уже сопровождаются надписями. В эпоху позднего средневековья (XVI – XVIIв.в.) появились петроглифы с этнографическими сюжетами из жизни казахов (символы родов и общин на пограничных стелах и камнях, к примеру).
Материалом для нанесения гравюр служил гранит, порфир, диорит, песчаник, сланец-филлит. Техника включала три способа: точечную выбивку, прочерчивание и живопись с использованием охры (в некоторых случаях, использовались все три, как, например в гроте Тесиктас).
На наш взгляд, плато Асы является одним из самых замечательных и доступных в Алматиснком регионе мест для исследования наскальной живописи всех эпох. Огромная высокогорная долина (ок.70км), расположенная на высоте от 2500 до 3000 метров над уровнем моря, с древнейших времен использовалась как кочевое пастбище, причем, возможно, не только временное (летнее). О том, что долина служила базой для продолжительного пребывания людей в этом районе, свидетельствуют огромные цепи курганов ранних кочевников, скифов (саков) и тюркских племен. Племен, скорее всего, сочетавших кочевой и полукочевой образ жизни (вопреки распространенному мнению о беспрерывно кочующих и воюющих предках). Об этом же свидетельствуют и раскопки поселений, проводившиеся в этом районе: полуземлянки каркасно-столбовой конструкции (8х8м и 10х10м) и большой деревянный погребальный комплекс с подземной печью в районе ручья Кызылбулак, а также «царские» Сакские курганы и поселения (каменные стоянки/полуземлянки) на плато. До сих пор остается открытым вопрос выживания людей в невероятно суровых условиях межсезонья и зимы в этих краях, на такой высоте…Но факты упорно твердят: плато было местом для жизни, разведения животных, охоты и творчества, на продолжении многих поколений.
Как заинтересованных путешественников, район Асы нас привлекает давно: в прошлых публикациях мы с удовольствием делились своими «открытиями» невероятного святилища под перевалом Аманжол, затопленными на дне Бартогайского водохранилища курганами – всем, чему мы не нашли названия или описания, и даже отметки на археологической карте. К слову, информации об исторических памятниках на Ассах не настолько много – в изысканиях нам очень помогают материалы А. Марьяшева и А. Маргулана, но достаточно подробных карт с описаниями, посвященных этому району мы не нашли.
Исследовательский интерес, как водится, от недостатка информации только возрастает. И с каждой поездкой мы находим все больше удивительных мест. Помимо давно полюбившихся нам изображений козлов, волков, верблюдов, ослов(!), оленей, лошадей и танцующих шаманов/ряженных людей, выполненных в разной технике и в разные эпохи, с последней экспедиции мы привезли совсем уж необычные фотографии: необычные знаки – округлые и иегролифичные, одиноко стоящий «шаман» с длиннопалыми руками, какие-то «карты». Нам их расшифровать пока не удалось…Зато нам вполне точно удалось приметить особенности расположения рисунков: чаще всего они нанесены на плоских гранитных камнях (на отдельных сколах, обращенных обычно на юго-запад, с характерным «загаром»), в скальных выходах на южных склонах долины (орографически слева от реки, если ехать вниз от перевала Асы к Бартогаю). Большие скопления рисунков (своеобразные галереи под открытым небом) чаще всего были нами замечены напротив длинных цепочек курганов на плато, либо как бы «венчали» эту цепь с одной стороны.
Если присмотреться, на плато большое количество курганов, и большинство из них располагаются группой (скоплением) или вытянуты в линию относительно друг друга. Большую часть из них представляют могильники раннего железного века – в основном они построены на берегах рек и ручьев (всего их 117), а «царские» сакские курганы (огромных размеров) порой расположены и дальше в сторону предгорных равнин (их 18).
Географическая справка по району наших «находок»: плато Асы (Ассы), восточная оконечность хребта Заилийский Алатау (один из двух основных хребтов Северного Тянь-Шаня). Если следовать с перевала Асы на восток, орографически справа будет виден хребет Сарытау, слева горы Бокаидынтау, далее после поворота реки Асы, за известными «Красными скалами» справа будут также видны горы Алабайтал, слева горы Ортатау. По видимому, все эти хребты изобилуют наскальной живописью. Продолжаем исследования!
Сопутствующие Товары
Похожие статьи
Плато Асы и Бартогайское водохранилище. Путеводитель по Алматинской области от Trekking Club.
Лучший способ прикоснуться к жизни настоящих кочевников - побывать на плато Асы (Ассы), одном из самых больших и популярных джайляу (летних пастбищ) в Алматинской области. Плато Асы находится в 100 км восточнее Аматы: попасть сюда можно из ущелья Тургень или через озеро Бартогай. ..
Тургень: что посмотреть в Казахстане
Где это находится Тургенское ущелье расположено в 80 км к востоку от Алматы: общая длина 45 км. Оно начинается у села Тургень и заканчивается у подножия перевала Асы. Дорога от Алматы занимает от 1,5 до 2 часов. Между Алматы и Иссыком существует регулярное автобу..
Плато Ассы: что посмотреть в Казахстане
Где это находится Лучшее место для знакомства с кочевой жизнью в Алматинской области – плато Асы (Ассы), которое находится в 100 км к востоку от Алматы: это огромная долина на высоте 2100-2800 м над уровнем моря, протяженностью около 40 км. Проще всего сюда..